Наступила весна и грузоперевозчики снова готовятся к введению дорожных ограничений – так называемой весенней просушке дорог. Эта мера ежегодно вводится во многих (хотя далеко не во всех) регионах страны и имеет целью снизить нагрузку на дорожное полотно в период интенсивного таяния снега и распутицы. Каждый субъект федерации вправе устанавливать нормы самостоятельно. В целом, чем южнее субъект федерации, тем раньше начинается весенняя просушка и тем меньше её длительность. Период строгостей может начинаться 14 марта (Псковская область) и заканчиваться 17 мая (Пермский край) и даже 24 мая (Архангельская область), но он почти никогда не превышает 1 календарный месяц. Чиновники прекрасно понимают значение транспортных перевозок и не могут оставить свои регионы без полноценного снабжения.
Что касается минимально допустимой нагрузки на ось, то в большинстве краёв и областей сейчас действует лимит от 5 тонн. Для грунтовых и гравийных дорог лимит ниже. Он также зависит от общих климатических условий региона.
Кому не страшны запреты?
Даже во время сезонных ограничений дорожные власти вынуждены идти на уступки и разрешать движение большегрузов по федеральным и региональным трассам. Под санкции не попадают:
- международные грузоперевозчики;
- автомобили, перевозящие продукты питания, лекарства, другие товары первой необходимости;
- транспорт, задействованный в сельскохозяйственных работах;
- пассажирский транспорт независимо от массы и нагрузок на ось;
- строительная спецтехника, используемая для предупреждения или устранения чрезвычайных ситуаций;
- машины Минобороны, МЧС и других специальных служб.
Кроме того, грузоперевозчики вправе оформить на платной основе индивидуальный пропуск, дающий возможность передвигаться по дорогам определённого региона или по всей России. Выручка от оформления пропусков идёт в фонд дорожного ремонта.
Три претензии перевозчиков
Претензии руководителей транспортных предприятий и рядовых дальнобойщиков к дорожным властям можно сформулировать в трёх пунктах:
- Пресловутая коррупционная составляющая практики сезонных ограничений. Очень часто выдача постоянного или разового пропуска невозможна без прямой или завуалированной взятки чиновнику. Да и ни для кого не секрет, что проехать по маршруту, откупаясь на постах ГИБДД, зачастую дешевле, чем выложить несколько десятков тысяч рублей за официальное оформление пропуска.
- Невозможность “угадать”, какая в новом году будет весна. Сроки весенних запретов утверждаются заранее и в случае тёплой погоды и слишком раннего таяния снега превентивные меры оказываются фикцией – большегрузы успевают разбить просевшие дороги до введения санкций. Схожая ситуация возникает и в случае поздней весны. Пока действует запрет, на дорогах ещё лежит снег. Запрет закончился — и снег начинает интенсивно таять под апрельским или даже майским солнцем. А тут как раз на дороги вырываются застоявшиеся за месяц тяжёлые фуры.
- Нерациональное определение максимально допустимой нагрузки на ось. Пример – Архангельская область с её болотистыми почвами. Там с 10 апреля по 24 мая запрещено движение грузовиков с нагрузкой 3,5 тонны на ось. Фактически это означает почти полный запрет движения грузового транспорта, который формально не имеет права даже доехать порожняком из гаража до станции технического обслуживания или обратно. Такая ситуация также неизбежно приводит к злоупотреблениям и взяткам.
Что ответил Автодор?
В целом руководство Минтранса и Росавтодора занимает здравую, конструктивную позицию и готово обсуждать острые вопросы весенней просушки дорог с объединениями автоперевозчиков. Так, в ряде регионов планируется открыть своеобразные “зелёные коридоры” для движения транзитного автотранспорта в период весенних запретов. Такие участки власти намерены открыть в Ленинградской области, которая является основным связующим звеном между Скандинавией и Россией.
Также дорожники рекомендуют представителям региональных властей внимательнее слушать долгосрочные прогнозы погоды и оперативно корректировать сроки лимитов на движение грузового автотранспорта. Скорее всего, дальнобойщикам, контролёрам Автодора и сотрудникам ГИБДД нужно быть готовым к оперативным корректировкам сроков “проверок на дорогах”.