С начала апреля 2022 года логистика грузопотоков существенно изменилась. Вследствие приостановки грузоперевозок в страны ЕС стали более востребованными восточные и южные направления, такие как Китай и Турция. Доля грузов из Китая выросла с 15% до 44,5%, из Турции — с 10% до 40%. Общая география международных рейсов сократилась с 34 стран в 2022 году до 12 сегодня. В 2019 году 77% грузов из Урала направлялись в Европу, а сейчас этот показатель составляет всего 0,4%, преимущественно через транзит через Литву и Латвию в Калининградскую область.
Дальнобойщики, работающие в этом направлении, сталкиваются с несколькими проблемами. Например, государства Прибалтики не выдают шенгенские визы на территории России, что заставляет их оформлять их через генконсульства других стран. К тому же для въезда в шенгенскую зону требуется полис медицинского страхования, выданный в ЕС. С 1 июня 2023 года страховые полисы «Зеленая карта» (аналог ОСАГО) прекратили свое действие на территории Евросоюза, а европейские страховки — в России. Это заставляет перевозчиков приобретать такие полисы на границе по завышенным ценам.
Уральские транспортные компании не проявляют большой активности на западном направлении, предпочитая южное. Несмотря на организованное Минтрансом РФ морское сообщение между портами Новороссийск, Туапсе, Самсун и Карасу, возникают трудности, такие как отсутствие Туапсе в списке пунктов пропуска для книжек МДП (документов, упрощающих таможенный транзит). Это заставляет перевозчиков нести дополнительные расходы и оформлять поручительства для перемещения товаров внутри России. Проблемы также возникают при перегрузке товаров с кораблей на фуры в морских портах Турции, поскольку это право предоставлено только местным компаниям с лицензией.
В отношении Грузии существует ограничение на объем топлива в баках при въезде из Азербайджана. Оплата транзитного сбора за использование автодорог также является проблемой. Уральские перевозчики используют Грузию, главным образом, для проезда в Турцию и Армению. В направлении Ирана, уральские компании пока не так активны, но существуют проблемы с получением иранских разрешений и неопределенностью в механизме расчета компенсации.
В связи с ответными мерами России и Беларуси на санкции ЕС, большинство европейских грузов может доставляться в Казахстан только после перегрузки в приграничных терминалах, что противоречит нормам двустороннего межправительственного соглашения. Азербайджан становится еще одним доступным коридором, хотя через эту страну не проходят грузы из и в Армению.
С 1 сентября 2023 года ввели электронную очередь на трех международных автомобильных пунктах пропуска, что вызвало активизацию мошенников, бронирующих места для продажи. АСМАП готова предложить корректировки законодательства для привлечения к ответственности недобросовестных перевозчиков и аферистов, использующих систему электронного бронирования для выгоды.