Ассоциация компаний, ведущих торговлю с помощью сети Интернет (АКИТ), обратилась к Министерству экономического развития и правительству России с предложением, в котором рассматривается и анализируется способ эффективного наращивания объемов экспорта с сохранением упрощенной системы налогообложения. На сегодняшний момент для предприятий в сфере онлайн-торговли утверждены ограничения по выручке, полученной за счет экспорта товара, равные сумме почти в 80 млн рублей.
В представленном проекте идет речь об игнорировании величины экспортной выручки при расчете максимального дохода компаний, использующих УСН. Сообщается, что Алексей Фёдоров, президент ассоциации АКИТ, еще 6 мая 2016 года отправил соответствующее письмо на имя Алексея Улюкаева, занимающего пост министра экономразвития РФ. Впрочем, факт получения обращения пока что в министерстве не подтвердили.
С точки зрения экспертов подобные нововведения дадут возможность малому бизнесу активно наращивать объемы экспорта, не оглядываясь на риск превышения оговорённого законом лимита, за которым следует переход на общую систему налогообложения. Согласно сегодняшним ограничениям, любая организация, получившая в 2016 году доход свыше 79,74 млн рублей обязана оплатить ряд сборов, среди которых налоги на имущество, прибыль и добавленную стоимость. Естественно, что для малого и среднего бизнеса подобные расходы станут непосильным грузом.
Таким образом, сетуют интернет-торговцы, налоговая система в ее текущем состоянии изымает из малого бизнеса слишком крупные суммы и значительно замедляет рост экспорта. Александр Калинин, стоящий во главе организации предпринимателей «Опора России», утверждает, что выгода от использования упрощёнки возрастает по мере увеличения доходности компании. Благодаря тому, что налоговая нагрузка на УСН сравнимо меньше, малый бизнес имеет возможность развиваться активно и заключать большее количество контрактов. Не малую роль в этом играет и возможность не запрашивать возврата средств, уплаченных в качестве НДС. К сожалению, без решительных шагов на встречу экспортёрам, Правительству вряд ли удастся за короткое время увеличить объем экспортной выручки.
Предприниматели, входящие в Ассоциацию компаний интернет-торговли, искренне уверены, что если внесённое предложение будет одобрено в Правительстве, произойдет активное стимулирование экспорта товаров компаниями малого и среднего бизнеса, а значит, за рубеж станет уходить гораздо больше продукции, чем раньше. Онлайн-торговля сегодня не достигла своих пределов, поэтому, по мнению составителей проекта, следует использовать все возможности для наращивания объемов. Вместо того, чтобы душить некрупных предпринимателей, следует дать им в руки инструменты для успешного развития.
На текущий момент многие торговцы отказываются выходить на внешние рынки именно из-за опасений перешагнуть через отведённый законом лимит. Страх перед большим количеством налоговых отчислений заставляет предпринимателей критически оценивать все поступающие предложения о партнёрстве. По данным статистики, только 0,3% компаний малого и среднего бизнеса ведут налаженную и активную торговлю с зарубежными партнёрами, а значит говорить о наращивании экспортных морских, авиа и железнодорожных перевозок без внесения изменений в законодательство нельзя.
Среди основных преимуществ упрощенной системы налогообложения предприниматели отмечают минимальный объем отчетности. Причина понятна: экспортеры из МСП, использующие для ведения дел упрощёнку, не платят налог на добавленную стоимость, а значит, при торговле за рубежом не выставляют счета-фактуры и не оформляют предусмотренные законом декларации по уплаченному НДС. Мало кто из предпринимателей готов сейчас переходить на общий порядок налогообложения и заполнять кипы бумаг и документов.
По данным, собранным ассоциацией АКИТ, на текущий момент в России активны более 45 тысяч интернет-магазинов, рассчитывающихся с государством по УСН. Все эти компании являются представителями малого и среднего бизнеса, поэтому вопрос о наличии лимита на доходы от внешней торговли является для них критическим.
Банковские эксперты, проанализировав информацию за 2015 год, пришли к неутешительному выводу: малый и средней бизнес не заинтересован в наращивании экспорта российских товаров из-за рисков и издержек, которыми этот процесс будет сопровождаться. Почти половина опрошенных предпринимателей утверждают, что в нынешней ситуации ни о какой внешней торговле для их организаций и речи идти не может. Причем, людей смущает даже не качество товара (лишь 5% опрошенных сомневаются в способности российской продукции конкурировать с иностранными образцами) и не высокие таможенные пошлины. Именно риск перехода с УСН на общую систему налогообложения тормозит интернет-предпринимателей, и мешает российской экономике развиваться уверенными темпами.
В АКИТ уверены, что пока в России не отменят лимит доходности от экспортной выручки, малый и средней бизнес по-прежнему будет ориентирован исключительно на внутренний рынок, начисто игнорируя потенциальные возможности зарубежного товарооборота.
Для справки: по состоянию на 1 января 2015 года в Российской Федерации было зарегистрировано 4,53 млн субъектов малого и среднего бизнеса. И только 13,4 тыс (около 0,3%) экспортировали продукцию на внешние рынки. К 1 января 2016 года количество компаний, осуществляющих экспорт, возросло незначительно – до 16,2 тысяч и 0,36% соответственно.