Skip to main content
Новости

«Платон» в столкновении с реальной жизнью

By 29.01.201622 октября, 2023No Comments

Не утихают страсти вокруг системы взимания платы с большегрузных автомобилей за провоз грузов по дорогам федерального значения. Как известно, правительство приняло решение о вводе с 15 ноября в действие системы «Платон», название которой расшифровывается как «Плати за тонны». До сих пор в России не было опыта реализации столь масштабных проектов учета на общегосударственном уровне, поэтому неудивительно, что первый блин традиционно вышел комом.

Гладко было на бумаге

Теоретически «Платон» должен работать следующим образом. На пересечениях федеральных трасс и дорог местного значения устанавливаются следящие рамки (всего 480 устройств), а всем водителям грузовиков с максимальной массой более 12 тонн раздают бесплатные приборы-трекеры. При выезде на федеральную трассу трекер, зарегистрированный на водителя или автопредприятие, опознается рамкой, и начинается отсчет километража. Пройденный путь водитель или транспортная компания оплачивает в соответствии с предъявленным счетом. Поступающие средства направляются в государственный фонд на ремонт дорожного покрытия и строительство новых дорог.

Аналогичные системы работают во многих странах Европы, ежегодно принося немалые средства, позволяющие содержать дороги в идеальном состоянии. Сумма собираемых ежегодно средств, по прогнозам правительственных чиновников, должна составить около 40 миллиардов рублей. На сайте «Платона» будет публиковаться подробная информация о том, куда тратятся собранные с помощью этой системы средства. По замыслу разработчиков, таким образом, функционирование Росавтодора станет более прозрачным, уменьшатся злоупотребления и нецелевые расходы средств.

…да забыли про овраги

В первые же сутки после запуска системы «Платон» выяснилось, что она абсолютно не готова к эксплуатации на всей территории России:

  • практически нигде, кроме Московской области, на дорогах не установлены следящие рамки;
  • подавляющее число водителей не может получить бесплатный трекер по причине отсутствия приборов в офисах «Платона»;
  • по сообщениям оператора «Платон», на текущий момент изготовлено всего около 100 тысяч трекеров, хотя в ГИБДД зарегистрировано около 1,9 миллиона большегрузных автомобилей;
  • оформление разовой маршрутной карты, которое предлагается в качестве замены трекера, не предполагает возможности изменения маршрута или отказа от поездки;
  • для того, чтобы оплатить маршрутную карту, водителю необходима пластиковая карточка банка, наличными внести оплату невозможно.

Можно еще долго перечислять недостатки и непродуманные нюансы функционирования «Платона». Даже не углубляясь в тонкости ценообразования и обойдя стороной щекотливый момент правомерности установленной цены за километр провоза тонны груза по федеральной трассе, сегодня уже можно констатировать: «Платон» к запуску пока не готов.

Протесты водителей-дальнобойщиков

Реакция водителей-дальнобойщиков, на плечи которых лег основной груз платежей и связанных с их сбором неурядиц, была быстрой и резкой. По всей стране прокатилась волна акций протеста, которая началась задолго до даты фактического ввода в действие системы «Платон». Так второго ноября была проведена всероссийская предупредительная акция, во время которой большегрузные машины двигались по дорогам со скоростью, не превышающей 20 км/ч. Она должна была показать правительству, что дальнобойщики готовы к решительным действиям, если власть их не услышит.

За первую неделю с момента ввода в действие «Платон» собрал для бюджета около 300 миллионов рублей дорожного сбора. Однако буквально сразу же выяснилось, что начисление оплаты происходило с многочисленными ошибками и сбоями, что привело к новым демонстрациям недовольства. В последних числах ноября против «Платона» была проведена масштабная забастовка водителей Екатеринбурга, которые заблокировали Тюменский тракт своими фурами. Протесты продолжались в течение нескольких дней. Одновременно бастовали дальнобойщики Ярославля, проведя свой пикет на центральной площади города, а также многих других регионов России.

Водители большегрузов Санкт-Петербурга провели свою акцию 2 декабря, однако масштабностью она не отличалась. В «улитке» участвовали две фуры и около десятка легковых машин. В Москве акция была запланирована на 4 декабря, где дальнобойщики собирались организовать «улитку» на МКАД, заблокировав тем самым движение. Эта акция была быстро пресечена сотрудниками ДПС и не нашла поддержки среди остального населения. Протестующие организовали два лагеря на парковках возле ТРЦ Каширский и Мега-Химки. Уже в этом году дальнобойщики запланировали провести общероссийскую акцию протеста на 6 февраля.

Реакция властей

Протесты заставили правительство пойти на некоторые уступки и снизить размер штрафов для водителей, нарушивших порядок оплаты дорожного сбора. Величина штрафа уменьшена в 100 раз и составляет 5 тысяч рублей, если нарушитель пойман впервые, и 10 тысяч – для «рецидивистов». Кроме того, Росавтодор инициировал проверку работоспособности «Платона» и пообещал в случае обнаружения недочетов наложить на разработчика финансовые санкции.

В то же время и Президент, и Премьер-министр четко высказали свое мнение о необходимости и безальтернативности системы, хотя и согласились с тем, что в настоящем виде система взимания дорожных сборов весьма далека от совершенства. В.Путин поручил соответствующим структурам Правительства освободить владельцев тяжелых (более 12 тонн) грузовиков от обязательной уплаты транспортного налога, чтобы избежать двойного налогообложения. Д.Медведев вслед за Президентом тоже счел нужным высказать свое мнение о необходимости доработки законодательства в этом вопросе.

Оппозиция пытается оседлать волну протеста

С самого начала протестов против «Платона» несистемная российская оппозиция пытается встать во главе движения дальнобойщиков и заработать на нем себе политические дивиденды. Следует признать, что определенного успеха она смогла добиться. Многочисленные акции протеста, проводимые дальнобойщиками, были организованы с непосредственным участием различных оппозиционных политиков.

Кроме того, известный блоггер и юрист А.Навальный в конце 2015 года обратился в суд с требованием признания юридически ничтожным соглашения, заключенного между Росавтодором и оператором «Платона» — компанией РТИТС. Навальный утверждает, что соглашение было заключено без конкурса и поэтому должно быть аннулировано. Дело рассматривается Арбитражным судом, который 27 января обязал ответчика, компанию РТИТС, предоставить на рассмотрение судей текст концессионного соглашения. Представители РТИТС считают, что правительство имело право заключать договор без тендера, так как он касается вопросов безопасности государства, поэтому уверены в бесперспективности разбирательства для истца.

«Платон» и истина: против кого дружим?

По мнению многих аналитиков, система «Платон», заставляя перевозчиков платить еще один дорожный налог, приведет к удорожанию товаров для конечного пользования, что, в свою очередь, вызовет инфляцию в размере около 1,5%. Наиболее чувствительно новый сбор ударит по небольшим компаниям, располагающим несколькими машинами, и индивидуальным предпринимателям, работающим на своем транспорте. Безусловно, для Росавтодора «Платон» станет мощным источником наполнения бюджета: уже первый месяц принес в его «копилку» более полутора миллиардов рублей.

Однако внедрение системы «Платон» имеет еще одну, не столь очевидную сторону. По мнению некоторых экспертов, гораздо больший интерес для власти представляет усиление контроля грузоперевозок. В условиях растущей опасности терроризма снижение количества незарегистрированных транспортных услуг позволит избежать таких страшных терактов, какие произошли, к примеру, в Волгограде в 2013 году. Тогда именно большегрузная фура была использована для доставки в город террористов и большого количества взрывчатки.

 

Что же будет дальше?

 

Как бы то ни было, но правительство полно решимости настаивать на полномасштабном использовании «Платона». Жаль только, что многочисленные недоработки этой системы устраняются не в мягком тестовом режиме, а в условиях реальной эксплуатации, и оплачивать их придется рядовым труженикам дорог.

На сегодняшний день, впрочем, можно констатировать, что существенного влияния на формирование расценок «Платон» не оказал. Наша компания сохранила в прежнем размере стоимость грузоперевозок за счет улучшения логистики и сокращения других дорожных расходов. Привлечение внутренних резервов позволило нам сохранить стабильность своих расценок и не заставлять наших клиентов увеличивать расходы.

Интересуют подробности? Мы на связи

Звоните

Телефон / факс:
8 812 718-69-70, 8 800 775-47-94

Мы вам перезвоним

Для заполнения данной формы включите JavaScript в браузере.