Россия продолжает работу по увеличению стран-участниц свободного экономического пространства в Евразии. На данный момент в состав Евразийского экономического союза входят 5 государств. Главной целью ЕАЭС является подписание соглашение с Китаем, который, несмотря на слова главы КНР о необходимости возрождения Шелкового пути, пока не предпринимает никаких шагов в этом направлении. Более того, Владимир Путин несколько дней назад покинул эту страну, куда он прилетел с целью сделать рывок, позволивший бы в дальнейшем подписать соглашение о свободном экономическом пространстве. О начале переговоров президент объявил еще в ходе Санкт-Петербургского экономического форумы. Однако ему не удалось достигнуть положительных результатов за время своего пребывания в КНР. За несколько дней, что президент провел в Китае, обе стороны лишь смогли прийти к решению о начале переговорного процесса, по итогам которого должно быть достигнуто соглашение о создании свободного экономического пространства.
Казалось бы, Россия и Китай за последние несколько лет реализовали немало совместных проектов, и торговые отношения между странами постоянно развиваются. Почему в КНР не хотят или не могут расширить поле для сотрудничества? Такая ситуация сложилась по ряду причин.
В первую очередь, своеобразным камнем преткновения является сам Евразийский экономический союз. Так, на 2 государства, входящих в его состав, приходится до 95% общего ВВП ЕАЭС. Кроме того, и Россия, и Казахстан, как уже было отмечено, успели к этому времени наладить прочные экономические и политические взаимоотношения с Китаем. Поэтому, возможно, в КНР не видят смысла во вхождении в ЕАЭС, ведь произойдет своего рода дублирование связей.
К этому следует добавить еще и то, что более половины экспортных поставок в Китай (до 67% и до 53% общего объема торговли из России и Казахстана соответственно) приходится на нефть и продукты из нее. А нормы, принятые странами-участницами ЕАЭС, не регулируют торговлю энергоресурсами. Что это означает? С точки зрения Китая, значимость ЕАЭС относительно низкая, так как с отдельными участниками союза КНР уже выстроила крепкие торговые взаимоотношения, и нет никакого смысла в том, чтобы заключать дополнительные соглашения с новым объединением по аналогичным условиям.
Кроме того, Россия является основной страной, входящей в состав ЕАЭС. От нее зависит очень многое в союзе. Однако сама страна, как известно, в последнее время находится под санкционным давлением. В ответ и она вводит ограничительные меры на ввоз, транспортировку и поставки определенных групп товаров в третьи страны, не являющиеся участницами ЕАЭС. А это, в свою очередь, негативно сказывается на остальных членов союза. Например, Россия недавно запретила провоз товаров из Украины по своей территории, в связи с чем последней приходится искать пути обхода для поставок. В частности, продукция в Казахстан и в Китай сейчас поставляется по Черному и Каспийскому морям и железнодорожным транспортом. В результате стоимость товаров значительно повышается. Все сказанное приводит к следующему выводу: партнерство в ЕАЭС выглядит неубедительным.
Данный союз воспринимается многими странами как своеобразная реинкарнация СССР. Во-первых, он объединяет в себе бывшие советские республики, и, во-вторых, в нем главное положение занимает Россия. И если обратить внимание на его развитие, то ЕАЭС, вероятнее всего, в ближайшем будущем не выйдет за пределы бывшего СССР. Соответственно, у КНР этот союз не вызывает особого интереса. Следует также отметить, что в первый год после своего образования совокупный ВВП всех стран-участниц составлял 2,35 триллиона долларов. Однако по прошествии всего четырех лет этот показатель уменьшился до 1,55 триллиона долларов. Тем более что в странах-участницах правительства не предпринимают заметных усилий по укреплению национальной экономики. Это означает, что внутренний спрос и курс национальных валют продолжат свое падение. Да и объемы торговли между Китаем с одной стороны и Россией и Казахстаном – с другой за последние 2 года снижаются. В целом, никакого динамичного развития ЕАЭС в скором времени не ожидается. Но именно в этом заинтересованы в КНР.
И последнее: рост Китая обусловлен во многом открытой торговлей со странами Запада. Россия, наоборот, в последние годы ориентируется в сторону Азии в основном потому, что Европа закрывает для нее свои рынки. То есть, действия нашей страны обусловлены реакцией на стороннее давление, а не выбранной ранее стратегией. Сейчас РФ ведет себя так, как Российская империя в 19-м веке. Она больше ориентируется на «сухопутную» торговлю. Китай же больше уделяет внимание морским и океанским перевозкам. Так, в России объем перевалки грузов в портах меньше, чем только в одном Шанхае.
Отсюда выходит, что в Китае, несмотря на все заявления о развитие взаимоотношений между странами, видят ситуацию с интеграцией в ЕАЭС тупиковой. Но это еще не все…
У Китая есть собственные интеграционные проекты, которые не совпадают с российскими целями. Причем разница в подходе к их реализации у обеих стран значительная.
КНР в течение своей новейшей истории стремится создать зону свободной торговли, в которую бы вошли страны, расположенные на юге Азии. И Пекин 6 лет назад смог реализовать эту задачу. На сегодняшний день совокупный ВВП стран, входящих в АСЕАН, достиг 13,3 триллионов долларов. Примерно 90% товаров, транспортируемых в этой зоне, не облагаются пошлиной. На оставшуюся же часть продукции распространяется средний тариф в 0,4%. Если предположить, что Китай все же согласится подписать соглашение с ЕАЭС и решится на создание зоны свободной торговли с союзом, тогда ему придется договариваться со странами-участницами АСЕАН. Вероятнее всего, на такой шаг в Пекине не пойдут, так как многолетняя работа пойдет насмарку. Чтобы понимать, насколько подобное решение невыгодно КНР, стоит напомнить, что китайский экспорт в страны, входящие в ЕАЭС, составляет всего 2,4% от общего объема заграничных поставок.
Китай рассматривает экономические и другие проекты через призму «европизации» своей продукции. То есть, КНР стремится и дальше увеличивать присутствие товаров на западных рынках. Россия, наоборот, в последние годы все больше устремляется в сторону Азии. И ЕАЭС играет в этом не последнюю роль. Иными словами, для Китая Евроазиатский союз выступает своеобразным перевалочным пунктом на пути проникновения в Старый Свет. И данное обстоятельство почему-то в России не рассматривается, по крайней мере, в высших эшелонах власти.
И еще один важный момент, позволяющий оценить подходы разных стран. Россия находит себе союзников, используя политику. Китай действует несколько иным образом. Во-первых, он организовал Азиатский банк, и, во-вторых, стоит во главе Фонда Шелкового пути. Обе организации выступают в качестве крупнейших инвесторов в азиатском регионе, вкладывая значительные средства в строительство разнообразных объектов: транспортных магистралей, туннелей и так далее. И такой подход выглядит более привлекательным в глазах потенциальных партнеров, в связи с чем Китай постепенно вытесняет Россию из стран Средней Азии. В частности, на территориях Казахстана и Таджикистана именно КНР является крупнейшим инвестором. Причем деятельность Китая в этих странах настолько обширна, что несколько раз приводила к народным волнениям.
Все это приводит к одному выводу: реализуемый сейчас проект Экономической зоны Шелкового пути может стать конкурентом ЕЭАС.