С целью поддержки развития предприятий-экспортеров продовольственных товаров и обеспечения продвижения их продукции на внешний рынок в бюджете РФ на текущий год заложено более 728 млн рублей. Данная сумма выделена в рамках проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса». В итоге к 2020 году общая сумма инвестиций государства в развитие экспорта продтоваров составит приблизительно 2,4 млрд рублей.
Ожидается, что такие меры должны привести к увеличению объема экспорта продтоваров до отметки в 21,4 млрд долларов США к 2020 году и 30 млрд долларов США еще через 5 лет. Таким образом, если сравнивать с 2016 годом, то экспорт увеличится на 26% и 77% соответственно.
Если проанализировать паспорт вышеуказанного проекта, то выясняется, что главная ставка делается на увеличение поставок мяса зарубеж – их планируется увеличить почти в 9 раз. К сожалению, в связи в низким базовым уровнем развития данной сферы торговли, в денежном выражении цифра достигнет лишь 1,75 млрд долларов США к 2025 году.
В остальных же секторах внешней торговли соотношение экспортных товаров значительным образом не претерпит изменений: почти треть составит зерно и мукомольно-крупяная промышленность, и к 2025 зерновой экспорт составит около 7,5 млрд долларов США. Ожидается, что экспорт готовой продукции агропромышленного комплекса возрастет более чем в 3 раза – до 10 млрд долларов США.
Выставка «Агрофарм-2017»
На выставке «Агрофарм-2017» зав. кафедрой агроэкономики МГУ г-н Киселев С. в ходе своего выступления отметил, что для того, чтобы поддерживать и развивать наметившуюся тенденцию к росту экспорта мяса, необходимо разрабатывать современные инструменты, так как мясо-молочные рынки весьма конкуренты, из-за чего попасть туда крайне сложно. Кроме того, рынок мясо-молочной продукции едва ли можно назвать развивающимся – он насыщен, а спрос там не особенно эластичен, что сдерживает увеличение показателей экспорта мясо-молочной продукции РФ.
Г-н Киселев также отметил, что если в 2015 году весьма существенным фактором увеличения экспорта выступила девальвация рубля, то уже в 2016 рубль заметно укрепился. Это значительно снижает интерес экспортеров мяса и, напротив – усиливает заинтересованность компаний-импортеров попасть на рынок России. Тем не менее, последний ход — за Минфином. Однако, учитывая, что ставка Центробанка на текущий год составляет 4%, очевидно, что значительной девальвации рубля никак не предвидится. Еще одним фактором, сдерживающим экспорт сельхозпродукции, эксперт назвал некий предел, который на данный момент уже достигнут в частности в сфере экспорта зерна. А, как известно, доля зерна и продуктов его переработки в структуре российского экспорта – наиболее весома.
Г-н Киселев также заметил, что в процессе наращивания производства необходимо должное внимание уделять и потенциальным рынкам сбыта, заранее просчитывая и делая прогнозы относительно того, куда будет распределена произведенная продукция. Экспортная стратегия должна неизменно присутствовать в планах сбыта, сосуществуя при этом с планами по реализации продукции и на внутреннем рынке.
Если анализировать показатели общего экспорта, то показатели прошлого года упали по сравнению с позапрошлым на 17%. При этом доля экспорта неэнергетического и несырьевого возросла до показателя более чем 38% (по данным РЭЦ). Продовольственные поставки зарубеж увеличились на 7,7% в стоимостном выражении, в то время как показатель физического объема продовольственного экспорта вырос больше – до 12,8 %.