Как сообщили на международной конференции «Российский рынок международных перевозок: реалии и перспективы», российские транспортные компании удерживают только 40% рынка международных автоперевозок, который сейчас оценивается в 7 млрд. в год. Но и эту долю удержать довольно сложно, по словам участников конференции, потому что сильно обострилась конкуренция с иностранными перевозчиками.
Петр Павлюк, замглавы Ассоциации международных перевозчиков (АСМАП), рассказал о ситуации с Западной Европе: автомобиль при своем вреднем пробеге в 130 тыс. км в год приносит своему владельцу прибыль в размере примерно 12 тыс. евро за рейс. В России же автовладелец имеет с рейса 7 тыс. евро при пробеге в 110 тыс. км. А минимальный порог по лизингу составляет 8%, в то время как в Польше это 4%, а в Литве и вовсе 2,5%, как сообщает Ольга Бровкина — руководитель департамента АСМАП. Она также добавила, что единственное преимущество, которое у нас есть перед Европой — это цены на дизельное топливо, которое составляет 0,74 евро за литр).
В сравнении прошлогодней ситуации с нынешней, наблюдается спад перевозок в направлении Прибалтики и монгольско-китайском плече. Чего нельзя сказать о перевозках через Белоруссию — там объемы перевозок возросли в 1,7 раза. Это объясняется отсутствием таможенного контроля между Россией и Белоруссией, а также тем, что книжки МДП еще не отменены.
В зависимости от направлений доля российских перевозчиков варьируется. Так, например на восточном направлении у нас охвачено 87% рейсов, в направлении Западной Европы — 64%, а Восточной — 64%. А благодаря дагестанским перевозчикам по направлению Ирана удалось поднять объем перевозок до 77%. Хуже всего дела обстоят в СНГ, там доля российских перевозчиков составляет всего 8%. Это связано с тем, что Казахстан создает квоты для иностранных перевозчиков.
В Госдуме прошел второе чтение законопроект, совершенствующий госконтроль за автомобильными перевозками. После его вступление в силу вместо ФТС перевозки контролировать будет Ространсназдор. Вместе с тем в 3 раза вырастут штрафы за нарушение разрешительности системы. Практика больших штрафов уже давно ведется в странах ЕС.