Представители рыбной промышленности предупредили власти России о значительных финансовых трудностях, вызванных возможным продлением экспортных пошлин на 2025 год. Продление пошлин, которые могут обойтись отрасли в 30-45 млрд рублей ежегодно, серьезно скажется на прибыльности предприятий, сообщает РБК.
Согласно данным Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ), Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) и Ассоциации добытчиков краба (АДК), Минсельхоз разрабатывает проект постановления правительства о продлении пошлин, которые зависят от валютного курса. Введение экспортных пошлин началось 1 октября 2023 года и варьируется от 4% до 7% в зависимости от курса доллара. Изначально действие пошлин должно было завершиться в конце 2024 года.
Рыбопромышленники считают, что продление пошлин может привести к дефолтам перед банками-кредиторами, а также к невозможности выполнить обязательства по строительству судов и заводов по программе инвестиционных квот. Большинство рыбодобывающих компаний зависят от экспорта, который составляет около 70% их выручки, и продление пошлин может привести к снижению рентабельности до 2%.
За период с января по сентябрь 2024 года экспорт рыбы и морепродуктов снизился на 14% в денежном выражении и на 17% в натуральном объеме по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. При этом высокие ключевые ставки также значительно увеличили финансовую нагрузку на отрасль. Центральный банк прогнозировал ставку в 12% на 2024 год и 7,5% на 2025 год, однако фактическая ставка в 2024 году составила 17%, а в 2025 году, по прогнозам, будет на уровне 16%.
По словам Сергея Тарусова, председателя Камчатского рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина, компании приходится продавать активы, включая суда и лимиты на вылов, чтобы сохранить ликвидность. На фоне этих трудностей возможна заморозка программы строительства флота.
Власти пока не приняли окончательного решения по продлению экспортных пошлин. Минэкономразвития рассматривает это обращение, однако в Минсельхозе подчеркнули, что инициатива не обсуждается на подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию.